Нельзя просто разрезать мозг и сказать: «Люди — вот такие вот». Только во взаимодействии с внешней средой

[Жак] Сегодня мы поговорим об изучении природы человеческого поведения.

Полагаю, вам будет легче понять, если мы заглянем в прошлое и возьмем для примера примитивных людей.

Говоря «примитивные», я имею в виду какие-нибудь глухие места, к примеру, охотников за головами Амазонки.

Если вы снимите крышку с часов и покажите дикарям механизм, они не скажут: «Как же он сложен! Какая изящная конструкция!»

Они не могут сказать такого. Понимаете почему? Все согласны с этим?

[Роскана] Стоп. Запись не ключена.

[Роскана] Камера включена.

[Джоэль] Нажмите «запись».

[Роскана] Мне казалось, я нажимала. Простите. Хорошо, Жак, продолжай.

[Жак] Вам нам прислушиваться к каждому слову, потому что они не способны на это.

Если ученый, например невролог, хочет выяснить, как работает мозг, он просит испытуемого пошевелить пальцами рук, а сам фиксирует, какая часть мозга активизируется. Понимаете?

Затем он просит подумать о чем-либо или решить задачу, и при этом регистрирует, какая область мозга активизируется.

Это всё, что они могут сделать.

Но они не могут сказать вам, что хорошо, а что плохо, правильно или неправильно.

Они лишь могут составить карту мозга, ударив вам по колену и зарегистрировав электрические сигналы в разных частах мозга.

Так вы получите карту мозга, но это не ответит на вопрос, как он работает.

До сих пор всё ясно? Хорошо.

Есть много людей, которые пытаются изучать человеческий ум.

Но его нельзя изучить.

Это то же самое, что вернуться во времена примитивных технологий, лет на 100 лет назад, показать людям транзистор и спросить их, что это такое.

Они не смогут сказать вам что это. Он не знают, что такое транзистор.

Они не знают, что такое конденсатор.

Они не знают, что такое электронная лампа.

Всё, что они могут сделать, — это разрезать эти детали. Если пригласить химика, то он сможет выяснить, из чего состоит транзистор: столько-то магния, столько-то кремния и так далее.

Но он не сможет сказать, что это такое. Это ясно?

Изучение мозга ничего не скажет вам о нем.

Необходимо изучать реакции мозга во взаимодействии с внешней средой.

Мозг — это механизм реагирования.

Если яркий свет направить на глаз, он отреагирует.

Так вы сможете выяснить, насколько сильна или слаба реакция, но не объяснить, что это такое.

Изучение мозга вам ничего не даст, если только не изучать его во взаимодействии с внешней средой.

Крылатая птица не может летать там, где нет воздуха.

Даже если надеть на птицу кислородную маску, она будет хлопать крыльями, но не сможет взлететь, и через некоторое время перестанет даже пытаться.

Она будет махать крыльями только при наличии воздуха.

Понимаете?

Если птица будет махать одним крылом с большей силой и повернет его в сторону ветра, то ее тело накренится.

Инстинктивно птицы не знают, как летать.

Птица по-разному машет крыльями, и если это помогает ей добраться, куда она хочет... Наклоняя крылья вперед, она ускоряется.

Выравнивая их, она зависает в воздухе, как например, колибри.

Так птица реагирует на среду.

Чтобы изучить птицу, нужно изучать ее среду обитания.

Понимаете? Нельзя просто разрезать мозг и сказать: «Люди — вот такие вот».

Это возможно только в контексте их среды.

Это понятно?

Таким образом, если я хочу изучать человеческое поведение, то в действительности же я буду изучать реакции людей в данной среде.

В итоге изучается не поведение людей, а их реакции.

Если предмет горячий, они отдергивают руки.

Если он холодный, они могут взять его — зависит от ситуации.

К примеру, человек спустился к реке и видит рыбу, если он потянется за ней руками, то не поймает ее.

Если же он шлепнет по ней палкой (а палка движется быстрее его рук), то у него будет больше шансов наловить рыбы.

Мозг дикаря выглядит так же, как и мозг западного человека.

Если у вас миллиард ассоциаций с «бу-бу», со всякой метафизической ерундой, миллиард ассоциаций, они будут приносить вам успокоение, потому как вы уверены, что тот, кто дал вам эти ассоциации, разбирается в том, что говорит.

Вам даже и понимать не нужно, о чём они говорят.

Если вождь что-то сказал, значит, так оно и есть.

Если король что-то сказал, значит, так оно и есть.

Если политик что-то сказал, значит, так оно и есть.

Ничего хорошего из этого не выйдет. Нужно посмотреть на всю картину целиком и спросить себя, чего мы на самом деле хотим, в каком мире мы хотим жить.

0
0
43
0
5
55

Отрывки из того же материала что и этот